суббота, 6 сентября 2014 г.

Альберто Масферрер

Висенте Альберто Масферрер Монико (Vicente Alberto Masferrer Mónico) сальвадорский преподаватель, журналист, политик, эссеист, философ и поэт. Родился 24 июля 1868 г. в г. Алегрия (Alegría), (ранее  Текапа), провинции Усулутан (Usulután) и умер 4 сентября 1932 в Сан-Сальвадоре, Сальвадор. Онстал писателем, чьи труды ознаменовали целую эпоху сальвадорской литературы, определив литературное направление, повернутое в сторону защиты самых нуждающихся и социального обличения.  

Начало

Поселок, где родился Масферрер, находится на востоке Сальвадора, в нем исторически проживали представители коренной народности пипиль (одной из групп, говорящих на языке науатль), но затем этнически преобладающей группой в нем стала народность ленка. Его  образование было частично самостоятельным, частично формальным. Он был сыном гражданки Сальвадора Леонор Монико (Leonor Mónico) и испанца, проживавшего в Сальвадоре, Энрике Масферрера (Enrique Masferrer). Отец сначала отказался признать Альберто своим отпрыском, но впоследствии дал ему свое имя и Альберто переехал жить в его дом. Начальное образование он получил в школе Хукулапы и в десятилетнем возрасте поступил в колледж, который в Сан Сальвадоре основала французский педагог Агустина Шарвен (Agustine Charvin). В 1883 отец отправил его в Гватемалу - это было что-то вроде ссылки за неподчинение (Альберто отказался исполнять наказание, наложенное на него отцом). Тогда 15 летний Масферрер отказался от родительской опеки и стал странствовать по Гондурасу, Гватемале и Никарагуа, выполняя самую разную работу.  

Карьера

Его страсть к книгам стала поводом к тому, что он выбрал преподавательскую карьеру: во время своих юношеских странствий в Никарагуа он работал учителем в департаменте Ривас,  откуда его направили на остров Ометепе (Ometepe), чтобы он вел уроки в колонии заключенных, которая там возводилась. Впоследствии он переселился в Сан Рафаэль дель Сур (San Rafael del Sur), где он принял руководство школой мальчиков. В 1885 г. он переезжает в Коста-Рику, где находится около года, после чего возвращается в Сальвадор, где становится преподавателем в городке Эль Каррисаль (El Carrizal), где работает в течение трех лет. В 1889 его назначают директором школы в Хукулапе (департамент Усулутан), той самой где он когда-то получил начальное образование.
В 1890 г. он назначен заместителем директора школы в Сенсутепеке (столица департамента Кабаньяс) и архивариусом в Главном управлении Бухгалтерии в Сан-Сальвадоре; двумя годами позже он становится директором и редактором Официальной Газеты, а в 1900 году - Секретарем Национального Института. Эту последнюю должность он оставил через год, когда был назначен консулом Сальвадора в Буэнос-Айресе (Аргентина). Так началась его дипломатическая карьера, в ходе которой он назначался сальвадорским консулом в  Сантьяго де Чили (Чили) (1902), Сан-Хосе, в Коста-Рике (1907) y Антверпене, в Бельгии, (1910). Он был делегатом от Сальвадора на Гаагской конференции, в рамках Международного Гаагского трибунала (1912), сотрудником Второго Научного Конгресса, который состоялся в Вашингтоне в 1915, советником Министерства Общественного Образования и директором Института Икселес (Instituto Ixeles), (1916).
Его литературное творчество и эссеистика развивались параллельно основной деятельности. В 1923 он вошел в состав редакционной коллегии газеты «El Día» (День), а в 1928 году, в компании с журналистами и писателями, Альберто Герра Тригерос (Alberto Guerra Trigueros) и Хосе Берналем  (José Bernal), основал свою газету в сальвадорской столице, «Patria» (Родина), в которой он стал вести редакторскую колонку и колонку, которая вскоре стала вызывать бурю восторга, под названием «Vivir» (Жить). Темами газеты стало социальное обличение и призыв к справедливости в отношении самых нуждающихся слоев населения, поскольку в те годы усилилось обеднение и маргинализация общества. Его журналистские работы, опубликованные в этой газете в течение нескольких лет, впоследствии были собраны поэтом и литературными критиком Педро Джеоффроем Ривасом (Pedro Geoffroy Rivas), и опубликованы Издательством сальвадорского Университета. Масферрер блистал в качестве  журналиста и в Чили, где он псевдонимом Лутрин вед юмористическую колонку, статьи которой публиковались в газетах «El Chileno», в Сантьяго и «El Mercurio», в Вальпараисо. Сотрудничал Масферрер и с другими периодическими изданиями – сальвадорским еженедельником «La Reforma», газетой «Los obreros unidos» (Объединённые рабочие), журналами «La República de Centroamérica» (Центральноамериканская республика), «Actualidades» (Актуальные новости), Библиографическом, научном и литературном журнале и других.
Его политико-социальные взгляды заключались в необходимости мирной борьбы за права каждого человека. В 1930 г. он активно участвовал в предвыборной кампании кандидата в президенты страны, инженера Антонио Араухо (Arturo Araujo), превратившись в основного идеолога этого кандидата. Тем не менее, после победы Араухо, когда Масферрер в том же году был избран в депутаты Национального собрания, он отделился от политической платформы президента.
В дальнейшем он активно сопротивлялся приходу к власти генерала Максимилиано Эрнандеса Мартинеса (Maximiliano Hernández Martínez), но захват власти военным был неизбежен. После этого события, которому Масферрер безуспешно попытался воспрепятствовать, он всеми силами старался сдержать волну насилия, нараставшую в течение следующих месяцев и вылившуюся в крестьянское восстание 1932 г., итогом которого стала смерть тысяч индейцев, проживавших в Сальвадоре. Идеи Масферрера были признаны подрывными, а сам поэт - сослан в Гондурас.
Его связь с Коммунистической партией Сальвадора остается пока неясной, хотя и есть документы, свидетельствующие о его попытках коммунистов в необходимости ненасильственных методов борьбы, хотя эти попытки также были обречены на провал.  

Писательская деятельность

Писательская деятельность Масферрера характеризуется социальной направленностью трудов, требованиями соблюдения минимума прав для каждого.
По его собственным словам, он хотел "бороться против всякой несправедливости; объявить войну невежеству и нищете; подставить плечо малоимущим классам, не унижая при этом тех, к кому судьба благосклонна; посвятить наше усилие торжеству правды и добродетели (...). рассматриваемый с этой точки зрения, социализм - самая священная из доктрин, это христианство в одном из самых передовых его проявлений. В этом смысле наша литература должна быть социалистической», слова, в которых выражена поэтика, или, по крайней мере, социальная программа. Уничтожение восставших индейцев подразделениями регулярной армии Сальвадора погрузило писателя в горькое разочарование, которое усугубили проблемы со здоровьем и истощение, причиной которого стал его отъезд в ссылку в Гватемалу. По возращении в Сальвадор, ограниченный во многих своих прежних правах, писатель умирает в столице 4 сентября 1932 года.
Его произведения оказавшие огромное влияние на молодежь страны, характеризуются смещением социализма и религиозного мистицизма, и немного неоднозначным видением социальных проблем. Его первая книга, «Páginas» (Страницы, 1893), несмотря на модернизм, как стиль, в котором она была создана, отличается социальной направленностью. Среди самых важный произведений Масферрера можно упомянуть “Las nuevas ideas” (Новые идеи, 1910), Ensayo sobre el destino (Эссе о судьбе, 1926), «El dinero maldito» (Проклятые деньги, 1927) и «El minimun vital» (Жизненный минимум , 1929). Произведение «Las siete cuerdas de la lira» (Семь струн лиры, 1926) полностью посвящено загадкам космоса, психологии и сверхъественным силам.
За его многочисленные литературные труды Масферрер был принят в Сальвадорскую Академию Языка, га заседаний которой он занимал кресло N, оставленное перед этим поэтом и военным Хуаном Хосе Каньясом (Juan José Cañas).

Смерть

Масферрер умер от остановки сердца. В течение всей своей жизни от страдал различными завоеваниями, в числе которых туберкулез, сифилис, серьезные пневмонии а так же проблемы с сердечно-сосудистой системой, из-за которых поэт оказывался не один раз в инвалидной коляске, хотя эти периоды не были длительными. Поскольку писатель умер в полном одиночестве, до сих пор не ясны все обстоятельства его смерти. Даже по поводу места смерти Масферрера разгорелся спор: в ряде источником утверждают, что это произошло в Тегусигальпе, Гондурас. Карлос Каньяс Динарте (Carlos Cañas Dinarte), писатель, литературовед, член Сальвадорской Академии Истории, в своей книге «Словарь авторов Эль Сальвадора», ("Diccionario de autoras y autores de El Salvador"), на стр. 320, утверждает: "Разбитый параличом и с присутствием некоторых умственных расстройств, во время возвращения в Сан Сальвадор он подвергся серьезной опасности, в тот момент, когда самолет, на котором он летел, должен был совершить аварийную посадку в поместье Ла Каррера (департамент Усулутан), 24 августа 1932 года". И далее, тот же автор говорит: "Масферрере скончался в Сан-Сальвадоре в ночь на воскресенье 4 сентября 1932 года.» Реестр записей гражданского состоянии мэрии Сан-Сальвадора выдал свидетельство о смерти Масферрера 5 сентября 1932 года. Его похороны состоялись на следующий день на Общем городском кладбище".
В честь Масферрера названы школы, университеты, площади и памятники страны. Кроме того, в качестве дани уважения поэту, законодательным декретом 1949 года его могила объявлена национальными памятником.
Опубликованные произведения
Несмотря на многочленные очерки, статьи и публицистические работы, издававшиеся в периодических изданиях, или отдельно, не так много издано полных произведений Масферрера:

Páginas (Страницы, 1893)
Niñerías (Детский лепет, 1900)
¿Qué debemos saber? (Что нам нужно знать?, 1913)
Leer y escribir (Читать и писать, социологическое эссе, 1915)
Una vida en el cine (Жизнь в кино, 1922)
Ensayo sobre el destino (Эссе о судьбе, 1925)
Las siete cuerdas de la lira (Семь струн лиры, философское эссе, 1926)
El dinero maldito (Проклятые деньги, этическое эссе, 1927)
Helios (Гелиос, эссе 1928)
La religión universal (Универсальная религия, эссе 1928)
El minimum vital (Жизненный минимум,  1929)
Estudios y figuraciones de la vida de Jesús (Исследования и вымысел о жизни Иисуса, философское эссе, 1930)
El rosal deshojado (Опавшая роза, стихи опубликованные посмертно в 1935 года)

Prosas escogidas (Избранная проза, опубликованная посмертно в 1968 году)-

по материалам: http://www.biografiasyvidas.com/biografia/m/masferrer.htm
http://www.taringa.net/posts/ciencia-educacion/7499001/Alberto-Masferrer---Biografia-y-Obras.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий