воскресенье, 21 сентября 2014 г.

Клаудия Ларс

Клаудия Ларс (настоящее имя Кармен Маргарита Брэннон Вега (Carmen Margarita Brannon Vega) г. Армения, департамент Сонсонате Сальвадор, 20 декабря 1899  г. – Сан Сальвадор, Сальвадор, 22 июля 1974 г.) - сальвадорская поэтесса, одна их самых выдающихся в центрально-американской поэзии XX века. Ее поэзия считается образцом утонченного лиризма, выраженного в отточенной метрической форме.

Маргарита была дочерью Питера Патрика Брэннона (Peter Patrick Brannon), американского инженера и сальвадорской гражданки Кармен Вега Селайандия (Carmen Vega Zelayandía). В детстве она была подругой Консуэло Сунсин (Consuelo Suncín), впоследствии ставшей женой Антуана Сент-Экзюпери. Маргарита получила начальное образование дома, с ней занималась воспитательница Мерседес Мендоса (Mercedes Mendoza) а затем поступила в Колледж Ла Асунсьон в г. Санта Ана, где отличилась в изучении гуманитарных наук. Религиозность и увлечение поэзией ее родителей ещё более увеличили ее природную эмоциональность. С раннего детства она воспитывалась на испанских классиках (Гонгора, Кеведо, монах Луис де Леон), также как на английских поэтах – романтиках и произведениях никарагуанца Рубена Дарио.  

Поэтический талант открылся в ней рано - уже в 17 лет она опубликовала первый сборник стихов, который прошел незамеченным, «Грустные миражи» (Tristes mirajes). Сборник увидел свет благодаря меценатству поэта и военного генерала Хуана Хосе Каньяса (Juan José Cañas), одного из ее первых менторов. В ту эпоху за Клаудией ухаживал поэт Саломон де ла Сельва (Salomón de la Selva), однако в 1919 году, уже после того, как было объявлено об их помолвке, отец Клаудии решил прервать их отношения и отправил дочь в Соединенные Штаты,  к его  родственникам, проживавшими в Пенсильвании. Там Клаудия познакомилась с Лероем Бирсом (Le Roy Beers), с которым вскоре вступила в брак.

Вместе с мужем Маргарита Брэннон переехала в Бруклин, Нью-Йорк, где работала преподавательницей испанского языка в Школе Берлитц. В 1927 г. ей представилась возможность вернуться на родину, вместе с супругом, который только что бы назначен консулом США в Сальвадоре. Супружеская чета  поселилась в Сан-Сальвадоре, где в конце 1927 г. у них родился сын Лерой Бирс Брэннон, который стал единственным потомком Клаудии Ларс.
Оказавшись в привычной среде, Маргарита стала вновь посещать литературные вечера, в особенности собрания кружка, сгруппировавшегося вокруг поэта Альберто Герра Тригерос (Alberto Guerra Trigueros), в который входили такие известные литераторы страны, как поэт Альберто Масферрер (Alberto Masferrer), писатели Саларруэ (Salarrué) и Серафин Китеньо (Serafín Quiteño).В 1933 году она начала использовать свой псевдоним, Клаудия ларс. В творческом окружении ее поэзия начинает созревать спонтанно и свободно, и в итоге, в 1934 г. приобретает форму нового лирического сборника, «Звезды в колодце» (Estrellas en el pozo), который был опубликован в знаменитом издательстве «Ediciones Convivio», поскольку желание это выразил его директор, просветитель и политик, костариканец Хоакин Гарсия Монхе (Joaquín García Monge).
Это произведение, хорошо встреченное критикой и читателями, сделало более свободным путь для следующего сборника Клаудии Ларс, «Круглая песня» (Canción redonda), в 1936 г.
В начале следующей декады, в 1941 г., Клаудия Ларс заняла второе место в поэтическом состязании, Цветочных Играх (Juegos Florales) Ноябрьского праздника, организуемых в Гватемале, со своим произведением «Сонета архангела» (Sonetos del arcángel).
В 1942 г. выходит еще одна ее книга «Стеклянный дом»,  (Casa de vidrio). В тот же плодотворный период она публикует «Романсы севера и юга» (Romances de norte y sur, 1946), «Сонеты» (1947) и «Город под моим голосом» (Ciudad bajo mi voz), книгу, получившую награду в  Конкурсе, посвящённом четырехсотлетию статуса города, полученному Сан-Сальвадором.

В 1948 г. Клаудия переезжает в Гватемалу, чтобы исполнять свои обязанности советника по культуре при посольстве Сальвадора в этой стране - должность, которая была предложена сальвадорским правительством за ее заслуги. В Гватемале она познакомилась с человеком, который впоследствии стал ее вторым мужем - Карлосом Самайоа Чинчийя (Carlos Samayoa Chinchilla) c  которым развелась в 1967 году. Впрочем, до того, как они поженились, Клаудия еще пережила период, полный разнообразных событий -  она работала в Соединенных Штатах упаковщицей персиков, переводила истории для Уолта Диснея и сотрудничала с сальвадорскими антифашистскими печатными изданиями.

По возвращении в Сальвадор, она продолжила работать на разных должностях в образовательном департамента Министерства культуры, а затем приняла на себя руководство журналом «Культура». В следующем сборнике поэзии, «Куда ведут шаги» (Donde llegan los pasos), 1953, она продемонстрировала бóльшую выразительность и зрелость своей концепции. За этим сборником последовал другой, «Птичья школа», в котором поэтесса обратилась к читателям- детям.  

В 1959 г. Клаудия Ларс опубликовала две книги «Сказка одной истины» (Fábula de una verdad) и «Земля детства» (Tierra de infancia), эту последняя представляет собой ее поэтические мемуары. В 1961 г. выходит антология ее стихов для детей («Подсолнух»), который был дополнен выпуском антологии других ее стихов, «Пребывание во времени» (Presencia en el tiempo). В следующем году ее сборник стихов «Над ангелом и человеком» (Sobre el ángel y el hombre) был удостоен второй премией Национального конкурса культуры а в 1965 году она стала победительницей пятидесятых юбилейных Цветочных игр в Кецальтенанго (Quezaltenango), Гватемала, со своей книгой «Из нежного рассвета». Ее последняя книга, «Наш пульсирующий мир» была опубликована в 1969 году.

Помимо этого, собрание сочинений Клаудии Ларс  было реализовано Матильдой Эленой Лопес (Matilde Elena López) и издано под названием «Избранные произведения».

Незадолго до смерти Клаудия Ларс была удостоена степени почетного доктора в Центрально-американском университете  Хосе Симеона Каньяса (José Simeón Cañas), Сальвадор и награждена Орденом Хосе Матиаса Дельгадо  (Orden José Matías Delgado).

После смерти поэтессы издательством Университета, “Editorial Universitaria», была издана книга «Последняя поэзия». Кроме того, известный поэт и общественный деятель Давид Эскобар Галиндо (David Escobar Galindo) стал редактором сборника «Ее лучшие стихотворения» (Sus mejores poemas), который был выпущен Дирекцией публикаций в 1976 году.

В 1999 году, в рамках празднования столетия со дня ее рождения, Национальный совет по культуре и искусству опубликовал в двух томах полное собрание ее стихотворений, «Poesía Completa», под редакцией Кармен Госалес Угэт (Carmen González Huguet).
Начиная с самого первого своего сборника, «Звезды в колодце», (1934), поэтический идеал Клаудии Ларс был очевиден: прозрачность, простота и нежность, как проявление красоты, выраженные посредством отличного владения стихотворной формой. Окружающий мир и существа, его населявшие, равно как тема семьи, оказали на нее глубокое влияние, как это отразилось в ее стихотворении «Воспевая свой народ». Сама поэтесса отмечала: "Под страхами и предрассудками, которые с годами отделялись от моей доверчивости, словно высохшие листья, бабушка посеяла прекрасные идеи: разницу между трусостью и героизмом, между чистотой души и низкими инстинктами плоти".

По материалам:


Комментариев нет:

Отправить комментарий